А.Н. Крайко о Г.Г. Черном (21 января 2005 г.)
ЛЕКЦИЯ ПРОФЕССОРА А.Н. КРАЙКО
В МЕМОРИАЛЬНОМ КАБИНЕТЕ Л.И. СЕДОВА
Сейчас, во время празднования 250-летия Московского университета, ясно видно к своим юбилеям университет приходил, обретя новое качество.
Также и свое 200-летие университет встречал в новом грандиозном комплексе на Ленинских горах. Одной из его частей было здание вновь созданного университетского Института механики. С открытием Института появилась возможность дополнить теоретические исследования результатами экспериментальной работы. На предприятиях страны было заказано специальное, во многом уникальное, оборудование. Строительство и ввод в эксплуатацию всего Институтского комплекса, затянувшиеся до 1960 г., во многом объясняется трудностями производства этого оборудования и его монтажа. С открытием Института в распоряжении ученых появились гидродинамический канал и гидродинамическая труба больших скоростей, аэродинамические трубы, баллистические трассы, взрывные камеры, стенды динамических и прочностных испытаний, стенды исследования систем автоматического регулирования и т.д. Основной задачей стало изучение принципиальных, фундаментальных вопросов механики. Институт стал первым в стране научным учреждением, способным вести свою работу на передовом уровне, решая задачи развивающейся реактивной техники, авиации, машиностроения, тепло- и гидроэнергетики, других отраслей новой техники.
Научные направления Института возглавляли крупнейшие отечественные
механики академики Л.И. Седов, Г.И. Петров, Ю.Н. Работнов, академик
АН Украинской ССР А.Ю. Ишлинский (первый директор Института),
член-корреспондент АН СССР А.А. Ильюшин, академик АН Узбекской ССР
Х.А.Рахматуллин. Тем не менее, через год после открытия, в 1960 г.,
Институт возглавил молодой доктор наук Г.Г. Черный. Несмотря на молодость,
к началу 60-х годов он был уже авторитетным ученым, прошедшим хорошую научную
школу. Признанием его научных заслуг явилось избрание в 1962 г.
членом-корреспондентом АН СССР. В дальнейшем Г.Г. Черный бессменно
руководил Институтом до 1992 г.
22 января 2005 г. Г.Г. Черному исполнилось 82 года. Накануне этого дня,
21 января, в мемориальном кабинете Л.И. Седова в Институте механики МГУ
состоялась лекция, посвященная научной деятельности Г.Г. Черного и его
вкладу в аэро- и газодинамику. В этот день к молодым ученым Института
пришли ученики Г.Г. Черного, сотрудники Центрального института авиационного
моторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова, профессора А.Б. Ватажин и
А.Н. Крайко. С обширным докладом выступил А.Н. Крайко. Личными
впечатлениями о совместной работе с Г.Г. Черным поделился А.Б. Ватажин.
Г.Г. Черный - ученик Л.И. Седова, его специальность: аэро- и газодинамика. С 1949 г. он начал работать в НИИ-1, филиале ЦИАМ, а в 1952 г. возглавил созданную газодинамическую лабораторию ЦИАМ, которой руководил до 1970 г. Основным заказчиком исследовательской работы в то время были авиационная промышленность и только создававшееся отечественное ракетостроение. Приходилось решать совершенно конкретные задачи практической аэродинамики, со всеми ее особенностями: неодномерность и неравномерность течений, пограничные слои, ударные волны и т.д. Среди направлений работы: расчеты поля течения около элементов летательных аппаратов, профилирование сопел реактивных двигателей, оптимизация работы лопаточных машин. Сроки выполнения задач были предельно четкими. Показателен такой пример: работа "Обтекание тел при большой сверхзвуковой скорости" начата 01 сентября и закончена выпуском технической справки 1 ноября того же, 1955 г.
Исследования по аэродинамике, проводившиеся в 50-е годы прошлого века, в докомпьютерную эпоху, когда основным вычислительным инструментом была логарифмическая линейка, поражают своей трудоемкостью, но, в первую очередь, впечатляют изысканностью, остроумием, красотой используемых математических методов решения поставленных задач. В 1955 г. Г.Г. Черный предложил метод тонкого ударного слоя, позволивший решить многие задачи сверхзвуковых и гиперзвуковых течений, полученные им теоретические результаты получили экспериментальное подтверждение.

Под руководством Г.Г Черного в 60-е 70-е годы в ЦИАМ был создан ионный двигатель, успешно работавший на околоземной орбите. В дальнейшем им была исследована возможность управления аэродинамическими характеристиками летательных аппаратов подводом энергии в окружающую аппарат среду. В последнее время внимание Г.Г. Черного привлекли проблемы обнаруженного нового вида кумуляции энергии и импульса метаемых взрывом пластин и оболочек.
Г.Г. Черному часто приходилось выступать в трудной роли научного арбитра. Показателен следующий случай. К началу 60-х годов ХХ в. специалистов аэродинамиков взволновал парадокс: в рамках ньютоновской теории сопротивления тела невозможно построить тело минимального сопротивления без протока. Специально проведенные изыскания по первоисточникам показали, что "парадокс" мнимый и это было известено и самому Ньютону. Тем не менее, некоторым современным исследователям рассуждения, что "парадокса" нет, показались весьма далекими от истины. В этом случае, когда авторитета Ньютона оказалось недостаточно, решающим оказалось слово Г.Г. Черного.
Яркая грань Г.Г. Черного - его педагогический талант, он
профессор МГУ с 1958 г., читаемые им лекции отличает умение в немногих
словах показать важность и принципиальность выбранного материала, ясность
представления слушателям научных знаний. Много лет Г.Г. Черный руководит
научным семинаром по газовой динамике Института механики МГУ, ставшим
продолжением знаменитых общемосковских семинаров по механике, проводимых
в МГУ Л.И. Седовым.
Многих исследователей привело в газодинамику обаяние личности Г.Г. Черного, им создана научная школа, из одной только газодинамической лаборатории ЦИАМ вышло 5 академиков и 2 члена-корреспондента Российской академии наук. Многие его ученики уже сами создали свои школы, работают в различных областях науки. Их научные интересы включают широкий круг направлений от новых разделов механики до проблем движения транспорта и моделирования военных действий.
Свой день рождения Г.Г. Черный встретил полным творческих сил, в активной научной и научно-организационной работе, он доступен к общению, много внимания уделяет молодым ученым Института механики, активно способствуя их научному росту.
А.Н. Богданов,
использованы фотографии А.Ф. Зубкова и К.С. Егорова