Научный отчет № 5209

Название
Разработка и исследование перспективных двигательных систем с различными режимами горения для авиационно – космической техники. Этап 2. Газодинамический и термодинамический анализ эффективности рабочего процесса в камере сгорания и термохимических реакторах при использовании технологии ТКТ.
Авторы
Левин В.А., Марков В.В., Афонина Н.Е., Громов В.Г., Мануйлович И.С., Смехов Г.Д., Хмелевский А.Н.
Аннотация
Разработана технология численного моделирования взаимодействия сверхзвуковых потоков различного химического состава с газовыми разрядами, основанная на представлении разряда локальным источником энерговыделения заданной интенсивности иконфигурации. Эта технология базируется на комплексе программ численного интегрирования уравнений Навье-Стокса для нескольких моделей газовой среды и совокупности баз данных по термодинамическим, транспортным и кинетическим свойствам индивидуальных газов. Проведено численное исследование стационарного и нестационарного воспламенения и горения керосиновоздушной смеси для условий экспериментов в тестовом канале с использованием трех термически равновесных газофазных моделей. Определено влияние мощности, расположения и конфигурации теплового источника на изучаемые химические и газодинамические процессы, а также на основании полученных для нестационарных течений данных определены характерные времена нагрева газа, воспламенения керосиновоздушной смеси и распространения пламени в канале. Установлено, что для большинства конфигураций теплового источника мощностью Pd = 0.5 – 1.0 кВт/cм топливная смесь воспламеняется в отрывной зоне за уступом. При этом полнота сгорания находится в пределах 0.04 - 0.2, а ее максимум, вычисленный при мощности теплоподвода 1.0 кВт/cм приходится на центр отрывной зоны. Проанализировано влияние мощности теплоподвода и его расположения на воспламенение смеси и эффективность горения и получено, что для теплоподвода перед уступом с мощностью Pd =3.5 кВт/cм и выше смесь возгорается, а полнота сгорания в рассмотренных случаях не превосходит 0.045. Проведено экспериментальное исследование особенностей течения газовых смесей в осесимметричных моделях тяговых модулей на базе кольцевого сопла с дефлектором в виде внутренней полузамкнутой полости с условным диаметром ДУ 70 мм и формой выхлопного сопла в виде конуса с полууглом раствора 45°, минимальным диаметром основания d=66.4 мм и длиной 15 мм вдоль оси симметрии, при ширине критического сечения кольцевого сопла h*=3.05 и 4.4 мм и при давлениях торможения в пределах 10-15атм. Получены новые данные в случае течения воздуха и установлено, что: время запуска кольцевых сопел в исследованных режимах продувок составляет 7-9 мс, а рабочее время квазистационарного режима истечения - не менее 50 мс.; за времена запуска формируется осесимметричный кольцевой поток на входе кольцевого сопла; надежно регистрируется сигнал изменения величины тягового усилия и сигналы с датчиков давлений в дозвуковом и сверхзвуковом участках проточного тракта, которые являются базовыми для тестирования и верификации соответствующих расчетных моделей течения. В экспериментах с продуктами сгорания стехиометрической ацетиленовоздушной смеси качественная картина процесса подобна наблюдаемой при течении воздуха, но его временные характеристики отличны. На основе уравнений Эйлера сформулирована математическая модель, разработан вычислительный алгоритм и программа расчета, а также сформирована расчетная область и сетка, соответствующие по геометрии и размерам установке НИИ механики МГУ в различных конфигурациях. Проведено численное исследование течений в модели тягового модуля с кольцевым соплом и дефлектором в форме сферического сегмента воздухом комнатной температуры и высокотемпературными продуктами сгорания ацетиленовоздушной смеси при критическом сечении кольцевого сопла 3 и 4.4 мм и нескольких значениях давления в реакторе для пяти различных форм подводящих каналов, в том числе с наличием уступа, а также с его частичным или полным отсутствием. Получены нестационарные поля параметров потока, а также зависимости от времени газодинамических параметров в характерных точках области течения и интегральных характеристик тягового модуля. В случае воздуха проведено сравнение расчетов с экспериментами и показано хорошее соответствие как по величине силы, действующей на тяговую стенку, так и по значениям давления в ряде точек внутри газодинамического тракта установки. Выявлены неизвестные ранее закономерности, среди которых нестационарный характер поведения звуковой линии вблизи кольцевого сопла и формирование вихревых застойных зон как в полости дефлектора, так и в подводящем канале в окрестности кольцевого сопла. Проведены расчеты со скорректированной по результатам анализа полей скорости формой подводящего канала и показана возможность реализации в нем течения без застойных зон. Результаты исследования иллюстрированы графиками временных зависимостей параметров и полями газодинамических параметров. Расчеты показывают, что математическая модель и разработанные программы являются эффективным и надежным инструментом численного моделирования течений в установке.
Год публикации
2013 г.
Объём
72 с.
Научный руководитель
Левин В.А.
Ключевые слова
теоретическое и экспериментальное исследование, уравнения Эйлера, уравнения Навье-Стокса, математические модели, численный метод, камера сгорания, конверсин, проточный стабилизатор горения, ПВРД, экспериментальная установка, реактивное двигательное устройство, кольцевое сопло, горение, детонация, электрический разряд, тяговые характеристики.
о нас
Об институте
60 лет
Библиотека
Презентация
регистрация