Научный отчет № 5290
- Название
- Разработка и исследование перспективных двигателей с различными режимами горения для авиационно-космической техники". Шифр "ДТ-4". Этап 2. Проведение комплекса теоретических и экспериментальных исследований модельных ПВРД с ТКТ и его элементов в обосновании принятой концепции ТКТ. Предложения и рекомендации по использованию технологии ТКТ на ЛА. (Итоговый).
- Авторы
- Левин В.А., Марков В.В., Афонина Н.Е., Громов В.Г., Мануйлович И.С., Хмелевский А.Н.
- Аннотация
- В первой главе проведено численное исследование воспламенения и горения керосино-воздушной смеси при стабилизации пламени водородным воспламенителем в модельной камере сгорания на основе двумерной модели течения. Исследование выполнено для условий, близких по ряду параметров к условиям экспериментов в камере сгорания с использованием технологии ТКТ ЦАГИ. Генерация программ и баз термохимических данных выполнена с помощью технологии HIGHTEMP НИИё механики МГУ. На основе результатов параметрических расчетов выявлены характерные особенности структуры течения в канале и ее зависимости от интенсивности инжекции водорода, а также расположения и размера области массоподвода . Во второй главе проведено численное исследование продувки сверхзвуковым потоком воздуха модели камеры сгорания для оценки эффективности управления процессами посредством подачи газа в воздухозаборном устройстве. На основе результатов параметрических расчетов выявлены характерные особенности структуры течения в модели и ее зависимости от интенсивности инжекции воздуха, а также расположения и размера области газоподвода. В третьей главе на импульсной аэродинамической установке проведены экспериментальные продувки модели тягового модуля на базе кольцевого сопла воздухом комнатной температуры и высокотемпературными продуктами сгорания ацетилено-воздушных смесей. Измерены давления в характерных точках проточной части продуваемой модели, величины тяги, времена запуска сопла и продолжительности периода квазистационарного истечения в моделях соплового устройства с различными значениями размера критического сечения кольцевого сопла. Определены собственная частота колебательной системы, используемой для измерений тяги, и верхняя частотная граница на скорость изменения внешнего воздействия, при которой используемая схема измерений дает достоверные результаты. Показано, что введение дополнительного затухания в измерительную колебательную систему (поршень – датчик силы) позволяет устранить влияние собственных колебаний системы на сигнал с датчика силы тяги. Полученные в опытах значения давлений, силы тяги, времен запуска соплового устройства и времен квазистационарного истечения газа могут использоваться как для прогнозирования тяговых характеристик кольцевых сопел, так и для тестирования, верификации и корректировки нестационарных расчетных моделей течений газов в подобных сопловых устройствах с каналами сложной формы. В четвертой главе представлены результаты выполненного на основе уравнений Эйлера расчетного моделирования истечения воздуха из кольцевого сопла с диаметром 70 мм и величиной критического сечения 4.4 мм. Исследовано формирующееся течение для различных значений температуры и давления торможения (T*=300÷600K; P*=9.8 и 19.8 атм) и двух значений давления воздуха в пространстве истечения: 0.01 и 1атм. Были выявлены различные режимы течения, включая режим стационарного истечения, режим истечения с экспоненциальным затуханием периодических колебаний и режим с колебаниями постоянной амплитуды. Определена частота колебаний, получены нестационарные поля параметров потока и зависимости от времени характеристик тягового модуля в центре тяговой стенки. Приведенные расчеты показали, что частота колебаний не изменяется при увеличении разрешения сетки.
- Год публикации
- 2015 г.
- Объём
- 82 с.
- Научный руководитель
- Левин В.А.
- Ключевые слова
- численное исследование, керосино-воздушная смесь, водородный воспламенитель, кольцевое сопло, эксперимент, тяга, давление, измерение.
регистрация
наука
экспериментальная база
инновации