Научный отчет № 5342

Название
Экспериментальное исследование эффективности различных способов теплоподвода в донную область тела вращения. (Заключительный).
Авторы
Боголепов В.В., Ермолаев И.К., Сухановская Л.Д., Анохин М.Д., Немирова Т.А.
Аннотация
Объектом исследований является экспериментальное определение влияния теплоподвода в донную область и в ближний след тела вращения на увеличение донного давления (соответственно, на уменьшение донного сопротивления) за счет использования тепловыделящих элементов (ТВЭЛ) и выяснение механизма воздействия теплоподвода на газодинамические параметры, структуру и характер течения в донной области. Все основные результаты работы получены с использованием современных экспериментальных методик измерения, созданных в лаборатории гиперзвуковой аэродинамики НИИ механики МГУ. Эти методики включают следующие системы измерения и диагностики: 1.Система для измерения давлений малогабаритными датчиками с малым рабочим объемом и высоким быстродействием. 2.Высокоскоростная кино- и видеосъемка процессов обтекания. 3. Система первичных преобразователей информации (ППИ) для измерений и обработки экспериментальных данных с применением новейшей регистрационной аппаратуры и новых компьютерных программ обработки сигналов датчиков давления и цифровой камеры, данные с которой во время эксперимента поступают на систему регистрации и далее обрабатываются с использованием персональных компьютеров. Давление в донной области измерялось с помощью новых датчиков давления, позволяющих, в отличие от ранее применяемых, фиксировать данные эксперимента с существенно большей скоростью. В экспериментальных моделях ТВЭЛ’ов применены новые конструкционные высокотемпературные проводящие материалы, ранее не применяемые для теплоподвода в донную область. Основой конструкции ТВЭЛ’ов являлись карбидкремниевые трубки, позволяющие довести температуру их поверхности до 2200⁰С. Получены зависимости донного давления от температуры (0≤T≤1800⁰С) боковой поверхности конструктивных элементов (ТВЕЛ’ов). Реализация для тел вращения различных конструктивных и газодинамических схем, а также различных типов источников теплоподвода, может обеспечить снижение донного сопротивления от 15 до 60%. Для кормовых отражателей (кормовые отражатели со щелями и со сплошной стенкой, высота h = 50 мм) при одинаковой подводимой мощности устанавливается одинаковая величина увеличения донного давления. Максимальное увеличение ~ до 46% наблюдается при Q = 6.90 10-³. Применение кормового отражателя, без подвода энергии, увеличивает донное давление ~ на 15%. Показано, что модель тела вращения с ТВЭЛ и кормовым отражателем с поперечными воздухозаборными щелями более эффективна, чем с кормовым отражателем со сплошными стенками. Для модели тела вращения с кормовым отражателем и ТВЭЛ’ом с напыленным на его поверхность вольфрамом повышает донное давление до 59%, что обусловлено наличием в донной области тела вращения раскаленных частиц окислов вольфрама. Данные исследования показали также, что существуют резервы снижения донного сопротивления, как за счет совершенствования газодинамических схем, так и за счет улучшения энергетических характеристик ТВЭЛ’ов. Результаты могут быть использованы при разработке новых образцов ракетно-космической техники, а выбор их конструктивной схемы будет зависеть и от круга решаемых прикладных задач, требует дальнейшего изучения данного вопроса.
Год публикации
2016 г.
Объём
34 с.
Научный руководитель
Боголепов В.В.
Ключевые слова
сверхзвуковой поток, зона рециркуляции, донное давление, теплоподвод, тепловыделяющий элемент (ТВЭЛ), высокотемпературная электропроводящая карбидкремниевая керамика, вольфрам, кормовые отражатели.
о нас
Об институте
60 лет
Библиотека
Презентация
регистрация